6 апреля Ребята из организации Ленинского района Барнаульской городской местной организации Алтайского края «Всероссийское общество инвалидов» посетили выставку «Дом — мир женщины» в Художественном музее.
«Выставка «Дом — мир женщины» представляет предметы женского текстильного искусства, ярко очерчивая роль и место женщины в организации жизненного пространства. «Дом — мир женщины, мир — дом мужчины» — гласит старинная пословица. В ней мудро отражены единство и различия женского и мужского сакрального предназначения. Дом, семейный очаг, уют, красота и чистота жилища изначально являются центром вселенной, которую женщина создает трудом своих рук и души.
В домашнем быту всех сословий были широко развиты занятия рукоделием: вышивка, плетение, вязание кружев. Вышивками украшались покрывала, подушки, скатерти, полотенца, вышитыми инициалами метилось белье. Особым искусством было создание нарядной одежды. В крестьянском обиходе главным женским ремеслом было ткачество, являвшееся основой всех прочих рукоделий. Цветные узорные скатерти, сотканные в жаккардовой технике привезены в музей из экспедиций в 70-е — 80-е годы XX века. Такое ремесло требовало знаний сложной технологии, и ими владели самые искусные ткачихи. В Красногорском районе одной из таких мастериц была Фистунова Феодора Фёдоровна, в Залесовском районе — Вопилова Елизавета Яковлевна, в Солтонском селе Сайдып узорные ткани изготавливала Щигрева Марина Осиповна. Их изделия представлены в экспозиции. Закладное ткачество, отличающееся крупным орнаментальным узором было знакомо практически каждой женщине, садившейся за кросна. Так ткали половики, ковры и дорожки. На выставке показан один из лучших образцов крестьянского закладного ткачества работы’ Татьяны Дмитриевны Щукиной из Усть- Калманского района. Выставка знакомит и с уникальным для музейной коллекции образцом закладного ткачества — льняным домотканым полотенцем-Аксиньи Дмитриевны Грабельниковой.
Полотенце в традиционном обиходе — это главный показатель искусности женского рукоделия. Именно полотенце служило основным элементом повседневного и праздничного убранства дома. В экспозицию включены более десяти полотенец, демонстрирующих различные техники вышивки и орнаментальные мотивы. Музей сохранил имена мастеров, создавших подлинные произведения искусства: Лопатина Варвара Федоровна из с. Екатериненское Третьяковского района, Мариана Филипповна Чернышова из с. Березовка Усть-Коксинского района, Головина Марина Моисеевна из с. Коргон Усть-Канского района. Коллекция изысканного домашнего текстиля, в том числе полотенца, работы Ираиды Алексеевны Санкиной, уроженки г. Богородска Горьковской области представляют городскую бытовую культуру.
На вставке зритель увидит великолепные образцы изящного кружева, столового и постельного белья прошлого века в интерьерной композиции со старинной мебелью. Елецкие кружева, история которых берет начало в XVIII веке, созданные кружевницами в советский период развития промысла, соседствуют со старинным комодом безупречной столярной работы, наполненным шелковыми и кружевными вещицами. Кружевоплетение было успешным надомным промыслом во многих местностях России. В Нижегородской губернии с конца XIX века развивается шитье белой строчкой, которое впоследствии назовут нижегородским гипюром. С 1860 г. в селе Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии зарождается вышивка с необычным орнаментом, названная крестецкой строчкой. Изделия этих промыслов, выполненные известными мастерами Ольгой Андреевной Курантовой, Евфалией Викентьевной Левичевой составляют часть экспозиции.
Живописные полотна неизвестного мастера XIX века, советского художника Майи Ковешниковой, народного мастера Лилии Живовой, представляющие женские образы мастериц, занятых различными видами рукоделия, дополняют вещественный ряд выставки. Отдельным фрагментом экспозиции является коллекция лоскутных картин народного мастера Алтайского края Светланы Булатовой» — рассказывает о выставке Научный сотрудник художественного музея Надежда Николаевна Фомина.
0 Комментариев